Мастер-класс «В гостях у бабушки Агафьи» в форме посиделок для детей первой младшей группы.
В рамках постоянно действующего семинара «Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС», организованного отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии воспитатель Муровицкая Людмила Юзефовна провела мастер-класса «В гостях у бабушки Агафьи» в форме посиделок для детей первой младшей группы.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа.
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа являются :
• знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);
• развитие интереса к праздникам и русским традициям;
• воспитание любви и уважения к Родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ.
Для выполнения поставленных задач нами в группах была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту детей. Также в саду создан мини-музей «Русская изба», в котором сосредоточен весь методический материал по проведению календарных праздников (спасибо нашим дорогим родителям. В раннем возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. Малыши с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками и предметами быта.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями воспитанников. Они активно принимали участие в пополнении экспонатами библиотеки, мини-музея Русского быта.
В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.